youloy_ruslan (youloy_ruslan) wrote,
youloy_ruslan
youloy_ruslan

Ибн Таймийа и исчезновение ада - Йахья ибн Хусейн

Салафитский студент Йахья ибн Хусейн написал статью, посвящённую выявлению позиции Ибн Таймийи в отношении исчезновения ада. Написал он её на арабском. Перевод сделан не им, а взят с просторов интернета. Перевод сам автор считает приемлемым, хоть и не лишенным недостатков

Итак,  Йахья ибн Хусейн сказал:




بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على من لا نبي بعده، أما بعد:
العبارات يرددها الأحباء ممن ينفي القول بفناء النار عن شيخ الإسلام ويحتج بأنه ينقل الإجماع على بقاء الجنة والنار، هذه العبارات يريد شيخ الإسلام بها الرد على جهم بن صفوان وأمثاله من القائلين بفنائهما بناء على أصلهم في استحالة الحوادث لا أول لها في الماضي والمستقبل. بدأ شيخ الإسلام رسالته بفصل في فناء الجنة والنار وذكر فيه نفس تلك العبارات وتكلم عن الحوادث لا أول لها وأبطل قول جهم ومن وافقه، وهذا من أبين الأدلة على تفريق شيخ الإسلام بين الأمرين.


С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том свете.
Хвала Аллаху, Господу Миров. Да пребудет благословение и приветствие над тем, после которого нет Пророка. А затем:

Формулировки, которые повторяют наши любимые, из числа отрицающих наличие у шейхуль-исляма мнения об исчезновении Ада, и аргументируют тем, что он передает единогласие о вечности Рая и Ада…

Этими формулировками шейху-ль-ислям желает опровергнуть Джахма ибн Софуана и ему подобных, из числа утверждающих об исчезновении и Рая, и Ада, основываясь на их базисе, касаемо невозможности безначальной цепочки имеющих начало объектов в прошлом и в будущем (тасальсуль аль-хауадис ля аууаля ляха фи-ль-мады уа-ль-мустакбаль).

Шейху-ль-Ислям начал свой трактат с раздела об исчезновении Рая и Ада, и упомянул там эти формулировки, и высказался о без начальных, имеющих начало объектах (хауадис ля аууаля ляха), и опроверг мнение Джахма и тех, кто с ним согласился. И это относится к числу наиболее ясных доводов на то, что шейху-ль-ислям разделяет эти две вещи:




أما صحة نسبة الرسالة فلا شك فيها، ولها ثلاث نسخ خطية، ذكرها ابن رشيق وابن عبد الهادي باسم (قاعدة في الرد على من قال بفناء الجنة والنار)، ذكرها الصفدي والكتبي باسم (كراسة في بقاء الجنة والنار وفنائهما)، والردود عليها معروفة وفيها نقل النصوص من الرسالة، ونقل ابن القيم وغيره نصوص شيخه من الرسالة كذلك، وهي من أواخر مؤلفات شيخ الإسلام كتبها في محبسه الأخير.
يقول شيخ الإسلام: (فقد تبين أن القول بفناء الجنة لم يعرف عن أحد من السلف، ولا الأئمة، وإنما هو قول جهم، ونحوه، وقد عرف فساده عقلا، ونقلا. وأما القول بفناء النار: ففيها قولان معروفان عن السلف والخلف والنزاع في ذلك معروف عن التابعين، ومن بعدهم [الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٥٢.]).
الواضح للمتأمل في الرسالة أن المؤلف يسوغ الخلاف على الأقل ويميل ميلا شديدا إلى القول بالفناء بل الشيخ يرجح هذا القول دون تصريح به. كذلك بناؤها بناء من يميل لذلك، فقد ذكر أدلة الفناء، وذكر أدلة البقاء، ثم ناقشها واحدًا واحدًا وترك أدلة القائلين بالفناء. أخض طلاب الشيخ ما أنكروا هذه مسألة.


Что касается достоверности отнесения к нему этого трактата, то в этом нет сомнения. У этого трактата есть три рукописных экземпляра, которые упомянул ибн Рушейк и ибн Абдуль-Хади под названием «Правило в опровержение тех, кто сказал об исчезновении Рая и Ада. Ее упомянул ас-Сафади, под названием: «Брошюра о вечности Рая и Ада, и их исчезновении».

И опровержения на нее – известны, и в этих опровержениях приводится передача текстов из этого трактата. И Ибну-ль-Каййим и другие передали тексты своего шейха из этого трактата также, и она относится к числу последних работ шейха, которые он написал в своем последнем заключении.

Говорит Шейхуль-Ислям: «Так вот, стало ясно, что мнение об исчезновении Рая не известно ни от кого ни из числа праведных предшественников, ни из числа имамов, а это лишь мнение Джахма и подобных ему. И известна несостоятельность этого мнения со стороны рациональных доводов и со стороны Шариатских текстов. А что касается мнения об исчезновении Ада, то на этот счет есть два мнения известные от праведных предшественников и последующих поколений, и прения на этот счет известны от табиинов и тех, кто пришел после них"

Размышляющему над трактатом ясно, что автор считает приемлемым расхождение, как минимум, и склоняется очень сильно к мнению об исчезновении Ада. Более того, шейх отдает предпочтение этому мнению, не высказываясь об этом явно, со своей стороны. Также, его состав похож на состав того, кто склоняется к этому мнению. Так вот, он упомянул доводы на исчезновение, затем упомянул доводы на вечность и оспорил их, один за другим, и оставил доводы тех, кто высказывается об исчезновении. Самые особо приближенные ученики шейха не отвергали этот вопрос.




ثم بين ما المراد بفناء النار في بعض الآثار، يقول شيخ الإسلام: (فإن الذين يقولون: إن عذابهم له حد ينتهي إليه ليس بدائم، كدوام نعيم الجنة قد يقولون: إنها قد تفنى، وقد يقولون: إنهم يخرجون منها، فلا يبقى فيها أحد، لكن قد يقال: إنهم لم يريدوا بذلك أنهم يخرجون مع بقاء العذاب فيها على غير أحد، بل يفنى عذابها، وهذا هو معنى فنائها. وقد نقل هذا القول عن عمر، ابن مسعود، وأبي هريرة وأبي سعيد الخدري وغيرهم ( الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٥٣.)).

يقول شيخ الإسلام بعد ذكر الآثار الواردة في فناء النار: (كان مثل هذا الحديث متداولا بين هؤلاء العلماء الأئمة لا ينكرونه، وهؤلاء كانوا ينكرون على من خرج عن السنة من الخوارج، والمعتزلة، والمرجئة، والجهمية (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٥٤))

 قلت: هذا تسويغ الخلاف.
ثم شيخ الإسلام يذكر الخلاف في الأحقاب ويرجح أن الأحقاب لها أمد ينفذ.

Затем, он разъяснил, что подразумевается под исчезновением Ада в некоторых асарах.

Говорит шейхуль-ислям: «Так вот, те что говорят: «поистине, у их наказания есть предел, на котором они завершатся, не являющийся постоянным подобно постоянству Рая» говорят, что он исчезнет. И говорят «Поистине, они выйдут оттуда, и там никого не останется». Однако, им возражают: «Они не имели ввиду этим, что они выйдут оттуда, вместе с тем, что муки в Аду останутся при том, что там никого не будет.». Напротив, его муки исчезнут, и это и есть смысл исчезновения Ада. И это мнение передано от Умара, ибн Мас’уда, Абу Хурейры, Абу Саида аль-Худри и других.»

Шейхуль-Ислям после того как он упомянул асары, пришедшие касаемо исчезновения Ада говорит: «Подобные этим хадисам были распространены среди этих ученых имамов, и они не подвергали их порицанию, тогда как они подвергали порицаю того кто отошёл от Сунны из числа хариджитов, му’тазилитов, мурджиитов и джахмитов»

Я [ибн Хусейн – прим.пер] скажу: Это – утверждение приемлемости разногласия. Затем, шейхуль-Ислям упомянул разногласие касаемо «ахкабов» (букв. «долгих лет» - прим.пер) и отдал предпочтение мнению о том, что у «ахкабов» есть срок, который иссякнет.



يقول شيخ الإسلام: (ولا ريب أنه من قال هذا القول، قول عمر، ومن نقله عنه، إنما أرادوا بذاك جنس أهل النار الذين هم أهلها. فأما قوم أصيبوا بذنوب، فأولئك قد علم هؤلاء، وغيرهم، بخروجهم منه، وأنهم لا يلبثون فيها قدر رمل عالج، ولا قريبا من ذلك (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٥٥)). قلت: الشيخ يقرر أن المراد في الآثار الواردة لا أهل التوحيد بل جنس أهل النار، ويذكر أن أحاديث الشفاعة خاصة بأهل التوحيد.
يقول شيخ الإسلام: (وحينئذ فيحتج على فنائها بالكتاب والسنة، وأقوال الصحابة مع أن القائلين ببقائها ليس معهم كتاب، ولا سنة ولا أقوال الصحابة (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٦٧)). قلت: كيف بعد ذلك ينكر الميل؟



Говорит Шейхуль-Ислям: «И нет сомнения в том, что тот, кто высказал это мнение, мнение Умара, и тот, кто передал это от него, имели ввиду класс «Обитатели Ада» которым он полагается. А что касается людей, совершивших грехи, то они знали, что эти и другие выйдут оттуда, и что они не пребудут там долгое время или близкое к этому»

Я [ибн Хусейн – прим.пер] скажу: Шейх подтверждает, что в асарах подразумеваются не единобожники, а напротив, класс «Обитатели Ада», и упоминает, что хадисы о заступничестве обособленны Единобожниками.

Говорит шейхуль-ислям: «И, в таком случае, в качестве аргумента на исчезновение Ада, приводят Коран, Сунну и слова сподвижников; Вместе с тем, что на стороне утверждающих об его вечности нет ни Корана, ни Сунны, ни слова Сподвижников»

Я [ибн Хусейн – прим.пер] скажу: как же после этого можно отрицать склонность к этому?



الشيخ ينكر انعقاد الإجماع: (فأما الإجماع فهو أولا: غير معلوم، فإن هذه المسائل لا يقطع فيها بإجماع، نعم قد يظن فيها الإجماع وذلك قبل أن يعرف النزاع، وقد عرف النزاع قديما وحديثا، بل إلى الساعة لم أعلم أحدا من الصحابة قال: إنها لا تفنى، وإنما المنقول عنهم ضد ذلك ولكن التابعون نقل عنهم هذا وهذا (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٧١)).قلت: الشيخ لم يجد مخالفا بين الصحابة لتلك الآثار=الإجماع السكوتي.

Шейх отрицает что произошло единогласие :
«А что касается единогласия, то во-первых: оно не является известным. Так вот, в этих вопросах не выносят категоричного решения за счёт единогласия. Да, кто-то может считать что в этом есть единогласие, и это – прежде чем он узнает о прении, тогда как прение известно и издревле, и в настоящее время. Более того, вплоть до текущего момента, я не знаю никого из сподвижников, кто сказал бы, что Ад не исчезнет. Переданное от них лишь противоположность этому, однако от табиинов передавалось и то, и другое».

Я [ибн Хусейн – прим.пер] скажу: Шейх не обнаружил того, кто противоречил бы этим асарам из числа сподвижников, следовательно это иджма сукути (молчаливое единогласие).




الشيخ ينفي قيام الدليل القاطع من القرآن على بقاء النار: (وأما القرآن، فالذي دل عليه وليس في القرآن ما يدل على أنها لا تفنى، بل الذي يدل عليه ظاهر القرآن أنهم خالدون فيها أبدا، كما أخبر الله - عز وجل - في غير موضع (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٧٢)).


Шейх отрицает наличие категоричного довода из Корана на вечность Ада :
«А что касается Корана, то то, на что указывает Коран – а в Коране нет ничего, что указывает на то, что Ад не исчезнет, напротив, то на что указывает внешнее содержание (зохир) Корана – что они пребудут там вечно, как об этом сообщил Аллах – Могуч Он и Велик – во многих местах»




الشيخ يقرر عدم خروج الكفار من جهنم (وهذا يقتضي خلودهم في جهنم دار العذاب مادام ذلك العذاب باقيا ولا يخرجون منها مع بقائها وبقاء عذابها، كما يخرج أهل التوحيد (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٧٤)). وقال قبل ذلك: (وأما خلودهم في النار فهو حق كما أخبر الله (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٦٣)). قلت: الشيخ يقول بعدم الخروج لا بدوام والبقاء كما سبق ذكره قبل قليل، بل جوز فناؤها مكررا بعد ذلك: (إن الله أخبر ببقاء نعيم الجنة ودوامه، وأنه لا نفاد له ولا انقطاع في غير موضع من كتابه، كما أخبر أن أهل الجنة لا يخرجون منها، وأما النار وعذابها فلم يخبر ببقاء ذلك، بل أخبر أن أهلها لا يخرجون منها، وأما النار وعذابها فلم يخبر ببقاء ذلك، بل أخبر أن أهلها لا يخرجون منها (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨٠)).


Шейх подтверждает, что неверующие не выйдут из Ада:
«И это приводит к их нахождению в Аду, обители наказания, пока будут существовать эти муки, и они не выйдут оттуда, пока Ад и его муки будут существовать, подобно тому, как выйдут единобожники».

И перед этим он сказал: «А что касается их длительного пребывания в Аду – то это истина, как об этом сообщил Аллах».

Я [ибн Хусейн – прим.пер] скажу: шейх говорит о том, что они не выйдут оттуда, а не о том, что это будет постоянно и вечно, как об этом было упомянуто ранее. Напротив, он дозволяет исчезновение Ада, повторяя после этого: «Поистине, Аллах Всевышний поведал нам о вечности и постоянстве райских наслаждений, и что это не иссякнет и не прервется, во многих местах Своей Книги. Также как Он поведал, что обитатели Рая не выйдут оттуда. А что касается Ада и его мук, то он не поведал об их вечности. Напротив, Он поведал, что его обитатели не выйдут оттуда»




ختم الشيخ رسالته بذكر الفروق من حيث الشرع والعقل بين والجنة والنار لمنع قياس النار على الجنة في الدوام والبقاء، أذكر بعضها:
قال: (أنه أخبر بما يدل على أنه ليس بمؤيد في عدة آيات (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨٠)).
قال: (أن النار لم يذكره فيها شيء يدل على الدوام (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨٠)).
قال: (إن النار قيدها بقوله: {لابثين فيها أحقابا}، وقوله: {خالدين فيها إلا ما شاء الله} وقوله: {ما دامت السماوات والأرض إلا ما شاء ربك}، فهذه ثلاث آيات تقتضي قضية مؤقتة، أو معلقة على شرط، وذاك دائم مطلق، ليس بمؤقت ولا معلق (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨٠)).
قال: (أنه قد ثبت أنه يدخل الجنة من ينشأه في الآخرة لها ويدخلها من دخل النار أولا، ويدخلها الأولاد بعمل الآباء، فثبت أن الجنة يدخلها من لم يعمل خيرا، وأما النار فلا يعذب أحد إلا بذنوبه ، فلا تقاس هذه بهذه (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨١)).



Шейх завершил свой трактат тем, что упомянул различия с Шариатской и рациональной точки зрения между Раем и Адом, чтобы воспрепятствовать проведению аналогии (кыяс) между Адом и Раем в плане постоянства и вечности, и упомянул некоторые из них:

Он сказал: «Что Аллах поведал о том, что его муки не являются постоянными во многих аятах».

Он сказал: «Что касаемо Ада не упомянуто ничего, что указывало бы на постоянство»

Он сказал: «Что касается Ада, то Аллах обособил его Своими словами «Они останутся там долгие годы» и Своими словами «Они пребудут там, кроме того что пожелает Аллах» и Своими словами: «Пока останутся небеса и земли, кроме того что пожелает твой Господь». Так вот, из этих трех аятов вытекает суждение ограниченное временем или же связанное с условием, а то (Райские наслаждения – прим.пер) – неограниченное постоянство, не являющееся ограниченным временем или обусловленным чем-то»

Он сказал:
«Что установилось, что Аллах введет в Рай того, для кого Он пожелал Рая в последней жизни, и введут туда того, кто сначала вошел в Ад, и введет туда детей за счет деяний отцов. Так вот, утвердилось, что в Рай войдет тот, кто не совершал благого. А что касается Ада, то никто не будет наказан, кроме как за свои грехи, так что одно с другим не сравнивают по аналогии»




قال: (أن الجنة من مقتضى رحمته ومغفرته، والنار من عذابه، وقد قال: {نبئ عبادي أني أنا الغفور الرحيم وأن عذابي هو العذاب الأليم} وقال: {اعلموا أن الله شديد العقاب وأن الله غفور رحيم} وقال: {ربك لسريع العقاب وإنه لغفور رحيم} فالنعيم من موجب أسمائه التي هي من لوازم ذاته فيجب داومه بدوام معاني أسمائه وصفاته. وأما العذاب فإنما هو من مخلوقاته، والمخلوق قد يكون له انتهاء مثل الدنيا وغيرها، لاسيما مخلوق خلق تتعلق بغيره الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨١).


Он сказал:
«Что Рай исходит из Его милости и прощения, а Огонь исходит из Его мук. И Он сказал «Поведай же Моим рабам что я – Прощающий, Милостивый, и что Мои муки – болезненные муки» и сказал «Знайте, что Аллах суров в наказании, и что Аллах – Прощающий, Милостивый», и сказал «Твой Господь, поистине, скор в наказании, и, поистине, Он, непременно, Прощающий, Милостивый». Так вот, наслаждение исходит из того, к чему ведут Его Имена, которые исходя от Его Сущности, так, что обязательно постоянство наслаждений ввиду постоянства смыслов Его имен и атрибутов. А что касается мук, то они относятся к числу Его созданий, а у созданного бывает конец, подобно этому миру и иным вещам, в особенности, если это творение, созданное для того, чтобы быть связанным с чем-то другим»





قال: ( أنه قد أخبر أن رحمته وسعت كل شيء، وأنه {كتب على نفسه الرحمة} ، وقال: "سبقت رحمتي غضبي" "وغلبت رحمتي غضبي" .وهذا عموم، وإطلاق، فإذا قدر عذاب لا آخر له، لم يكن هناك رحمة البتة (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨٢)).


Он сказал: «Поистине, Аллах поведал, что Его милость охватывает все, и что Он «предписал Cебе Милость» и сказал «Моя милость опередила Мой гнев» и «Моя милость взяла верх над Моим гневом» И это – общая форма и неограниченная форма, а если же предположить наличие мук, у которых нет конца, то в таком случае вовсе не будет милости»



قال: (أنه قد ثبت مع رحمته الواسعة أنه حكيم، والحكيم إنما يخلق لحكمته العامة، كما ذكر حكمته في غير موضع فإذا قدر أنه يعذب من يعذب لحكمة كان هذا ممكنا، توجد في الدنيا العقوبات الشرعية فيها حكمة، وكذلك ما يقدره من المصائب فيها حكم عظيمة، فيها تطهير من الذنوب، وتزكية للنفوس، وزجر عنها في المستقبل للفاعل ولغيره، ففيها عبرة [...] والنفوس الشريرة الظالمة التي لو ردت إلى الدنيا قبل العذاب لعادات لما نهيت عنه لا يصلح أن تسكن دار السلام التي تنافي الكذب والظلم والشر، فإذا عذبوا بالنار عذابا يخلص نفوسهم من ذلك الشر كان هذا معقولا في الحكمة كما يوجد في تعذيب الدنيا، وخلق من فيه شر يزول بالتعذيب من تمام الحكمة، وأما خلق نفوس تعمل الشر في الدنيا وفي الآخرة لا تكون إلا في العذاب، فهذا تناقض يظهر فيه من مناقضة الحكمة والرحمة ما لا يظهر في غيره (الرد على من قال بفناء الجنة والنار ٨٢)).

 قلت: الشيخ يرى أن تأبيد الكفار في النار يناقض الحكمة والرحمة وهذا يوجب النقص.



Ибн Таймиййа сказал: "И что утвердилось, вместе с Его обширной милостью, что Он - Премудрый, а Премудрый создает лишь по своей всеохватывающей мудрости, как и Он упомянул Свою мудрость во многих местах. Так вот, если допустить, что Он подвергает мукам того, кого подвергает им, делая это из мудрости, то это будет допустимым. В мирской жизни существуют предписанные Шариатом наказания, в которых есть мудрость, и также то, что Аллах предопределяет из числа бед - содержит в себе великие мудрости, в них - очищение от грехов, очищение душ, отстранение от них (грехов и т.п - прим.пер) в будущем, для совершающего их и для другого, так что в этом есть поучительный пример (....) И скверные несправедливые души, которые, если бы были возвращены в этот мир прежде, чем их постигнет наказание - вернулись бы к тому, что им запретили - такие являются непригодными, чтобы находиться в обители мира, которая противоречит лжи, несправедливости и злу. А когда они будут подвергнуты наказанию огнем таким путем, что это наказание избавит их души от этого зла - то это будет рационально приемлемым, с точки зрения мудрости, также, как это присутствует в предании мукам в мирской жизни. Так что, создание тех, в ком есть зло, устраняющееся за счет наказания - из числа полноценной мудрости. А что же касается создания душ, которые совершают зло и в мирской и в вечной жизни и которые пребывают только в мучениях - то это противоречие, в котором видно такое противоречие Мудрости и Милости, которого не видно в других случаях"

Я [Ибн Хусейн - при.пер] скажу: Шейх считает, что вечное пребывание неверующих в Аду противоречит мудрости и милости, и это обязывает к недостатку.

================================


Subscribe

  • Даурбеков Микяил

    ======================================== ========================================

  • КЕБИН-ХАКК ("махр" при разводе)

    Л. В. Малинин в своём труде "О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев", изданном в "Этнографическом обозрении" 1890,…

  • Кражи невест на Кавказе

    Л. В. Малинин в своём труде "О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев", изданном в "Этнографическом обозрении"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments