youloy_ruslan (youloy_ruslan) wrote,
youloy_ruslan
youloy_ruslan

Categories:

Кражи невест на Кавказе

Л. В. Малинин в своём труде  "О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев", изданном в "Этнографическом обозрении" 1890, № 3, стр. 46, 47, 48:

"Теперь нужно сказать несколько слов о специальных платежах, тесно связанных с похищением женщин.

У весьма немногих племен Кавказа оставлен этот вид брака, напротив, он везде почти существует, везде карается адатами, и иногда довольно строго, а все-таки энергично держится у народцев: так еще сильно и живуче предание старины и обычая, так еще могуче влияние родового быта и состояния в характере, нравах и учреждениях горца,

„В самом деле, у кабардинцев, например, развита страсть к похищениям женщин до такой степени“, — говорит один из исследователей этого племени“, что они не ограничиваются ими, когда это действительно вызывается необходимостью, но прибегают к этому способу, будучи уже засватанными и за несколько дней до свадьбы, живя в одном ауле, а иной раз — так и по соседству“.

Надо заметить, что штрафы за похищения женщин хотя и послужили основанием калымам, выкупам и т. п., теперь большею частью составляют особую группу брачных платежей, поразительно подтверждающих высказанную нами еще в начале мысль, что убийство человека, равно и похищение женщины наносило один и тот же позор той семье или тому роду, к которому принадлежали убитый или похищенная, и что этот позор смывался только кровью оскорбителя. Отсюда неотразимо явствует, что во времена композиций и пени убийца и похититель женщины должны нести одинаковую кару; и действительно, в источниках по этому вопросу есть факты, прямо подтверждающие этот вывод. Мы видим, что у некоторых племен виновные в том и в другом случае несут одинаковое наказание; так, если не ошибаемся, у сванетов платится за убийство девушки и за похищение её одинаковая сумма штрафа—600 руб.; похитить вдову или убить ее — все равно приходится платить виновному 300 — 400 руб. и т. д. После эти штрафы начинают разнообразиться и отдаляться от первоначальной идеи, лежащей в основании их.

У кабардинцев похититель женщины обязан присоединить подарок за бесчестье, в виде хорошей лошади, оружия и т.п., и,  наконец, устроить примирительную пирушку, сварив для этого из нескольких пудов меду бузу и приготовив большое количество блюд с явствами; обыкновенно от 10 до 30 блюд. А если при этом дело доходит ещё до начальства, то с виновного взыскивается штраф до 100 руб. и сам он подвергается аресту на гауптвахту до 3-хъ месяцевъ.

У ингуш за похищение девушки, если она была согласна, штраф за бесчестье определяется 3-мя лошадьми.

По адатам даргинских обществ за увоз девицы или вдовы или разведенной с мужем, если она увезена, с её согласия, с увезшего взыскивается в пользу родственников увезенной 30 руб. и штраф в пользу тургаков всего округа бук, т. е. 7 котлов по 2 руб. каждый. За насильственный увоз взыскивается 50 руб.

По адату акушинскаго общества за насильственный увоз с одного только похитителя взыскивается штрах — семь быковъ и, если родственники увезенной согласятся на брак, то он платить деньгами или вещами: ей — 100 руб. и родственникам 100 руб., за вдову и разведенную—как ей, так и родственникам её по 50 руб.

По адату мучинскаго общества и увезший и увезенная платят штраф в пользу джамаата (общества) по 12 руб., и сверх того с увезшего взыскивается в пользу родственников увезенной 8 руб. и т. д.

Обратно, у некоторых племен Кавказа, похищение, по-видимому, не только не карается, но даже поощряется. Осетою“, на части и раздают их гостям, из которых каждый обязан попробовать этот хлеб. 1)

Посл этого начинается музыка, гулянье и попойка. Девушки устраивают в комнате или во дворе, смотря по состоянию погоды, „джок“ или „уро“, пляшут, поют песни, а музыкант попеременно играет то для гостей, то для молодежи. На другой день все родственники невесты, за исключением родителей, отдают ответный визит жениху. Являются они к жениху с такою точно „питою“, разламывают её там на части и раздают родственникам жениха; а родители жениха дарят всем явившимся родственникам невесты платки. На этом и заканчивается так называемый „гудеж“, на котором окончательно решается день венчания и устанавливается размер приданого, которое обязательно должен уплатить отец жениха отцу невесты, и этою второю питою уже как бы окончательно закрепляется договор между женихом и невестою; разрыв еще может быть, но бывает очень редко. С этого момента обе стороны серьезно начинают готовиться ко дню свадьбы: приговляют приданое, закупают провизию, обстановку для молодых и т. п."
Tags: Кражи невест
Subscribe

  • КЕБИН-ХАКК ("махр" при разводе)

    Л. В. Малинин в своём труде "О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев", изданном в "Этнографическом обозрении" 1890,…

  • Махр на Кавказе

    Л. В. Малинин в своём труде "О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев", изданном в "Этнографическом обозрении" 1890,…

  • Яхсави, имам Шамиль и Карахи, защищавший имама

    Дополнение. Из числа того, что постигло Шамиля, было также проявление злорадства путем порицаний и оскорблений в красноречивых стихах, наполненных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments